System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.e2kibjas.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 Окружающий мир 1-4 / / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
директор
Чебутаев Ренат Алексеевич
Сведения об образовательной организации
Подраздел Основные сведения
Подраздел Структура и органы управления образовательной организацией
Подраздел Документы
Подраздел Образование
Подраздел Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав.
Подраздел Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
Подраздел Платные образовательные услуги
Подраздел Финансово-хозяйственная деятельность
Подраздел Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
Подраздел Доступная среда
Подраздел Международное сотрудничество
Подраздел Образовательные стандарты
Подраздел Стипендии и иные виды материальной поддержки
График проведения ВПР с изменениями в 2019-2020 учебном году
Муниципальное задание на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Отчёт о выполнении муниципального задания за 2018 год от 31 декабря 2018 года
Баннеры
Баннеры 2017 года
Баннеры 2018 года
Баннеры 2019 года
Баннеры 2020 г
Баннеры 2021 года
Баннер "ТОЧКА РОСТА"
Баннер. 1 сентября - День Знаний
Новости
Баннер проекта "Другое Дело"
Новости
Баннер. Воспитание.
Оценка качества образования
Материально-техническое обеспечение
НСОТ
Повышение квалификации
Страничка ученика
Памятки для школьников
Для вас, родители
Внимание родителей к своим детям – залог здоровья и безопасности
Для родителей
Классный руководитель и семья
Материалы по суициду
Методики раннего развития детей
Памятка родителям порядок реагирования по фактам безвестного отсутствия ребенка 1
Памятка родителям порядок реагирования по фактам безвестного отсутствия ребенка 2
Памятки для родителей
Решение об отмене учебных занятий при резких понижениях температуры
Анкета (информация об объекте социальной инфраструктуры) К ПАСПОРТУ ДОСТУПНОСТИ ОСИ
ВПР в 2022 году
График проведения ВПР в 2022 году
Когда будут писать ВПР школьники в 2022 году. Рособрнадзор утвердил расписание контрольных работ
Вы довольны качеством питания в начальной школе?
Грамота за 1 место в марафоне "Зимнее приключение"
Данные.
Данные. Архив.
Методические разработки учителей
Федорова Н.В.
Независимая система оценки качества предоставления образовательных услуг
Анкета для обеспечения возможности выражения мнений получателей образовательных услуг и качестве их оказания
План по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества в 2019 году, на 2020 год
Новости
О проведении открытых уроков "ПроеКТОриЯ"
Положение о порядке организации питания в МБОУ "Алгашинская СОШ"
Проведение неформального анонимного социологического опроса
Российское движение школьников
Сайты воспитателей дошкольных групп
Уполномоченный по правам ребенка
Фотоотчеты
Get Adobe Flash player
Окружающий мир 1-4

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 1-4 классов составлена на основе

требований к результатам освоения основной образовательной программы начального

общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру. Программа адресована учащимся 1-4 классов.

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

 

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета    1 класс

 

1. Формирование внимания к красоте окружающего мира.

2. Осознание роли изучаемого предмета в жизни людей.

3. Оценивание и принятие следующих базовых ценностей: «добро», «терпение»,

«родина», «природа», «семья».

4. Формирование оценки ситуаций и поступков как хороших или плохих с точки

зрения общечеловеческих, нравственных и российских гражданских ценностей.

5. Умения определять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего

народа и всей страны.

6. Формирование правил поведения, общих для всех людей, всех граждан России.

7. Формирование мотивации к творческому труду и работе на результат.

8. Умение готовить и проводить презентации перед небольшой аудиторией.

К концу обучения в первом классе ученик научится:

o называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

o объяснять, как люди помогают друг другу жить;

o называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

o называть основные особенности каждого времени года.

o оценивать правильность поведения людей в природе;

o оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ,

уличного движения).

К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:

o ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого

и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым

чувство исторической перспективы;

o наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его

созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы,

профессионального сообщества, страны;

o проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные

договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и

сверстниками в официальной обстановке школы. пользоваться простыми навыками

самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья,

осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной

гигиены;

o осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими

социальными группами.

 

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета    2 класс

 

1. Формирование положительного отношения к изучаемому предмету.

2. Осознание внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным

восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других

людей.

3. Освоение оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других

людей.

4. Ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков

других людей.

5. Умения оценивать свое отношение к учебе.

6. Формирование внимания к переживаниям других людей, чувство

сопереживания.

7. Понимание причин успеха в учебной деятельности и способность к ее оценке.

8. Умение готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией.

9. Развитие этических чувств – стыда, вины. совести, как регуляторов морального

поведения.

10. Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели

индивидуальной культуры человека.

 

К концу обучения во втором классе ученик научится:

o связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

o наблюдать за погодой и описывать её;

o уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;

o пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света,

материки и океаны;

o различать изученные группы растений и животных;

o приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-

Петербурга;

o оценивать правильность поведения людей в природе;

o уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле;

o назвать нашу планету, родную страну и ее столицу, регион, где живут учащиеся,

родной город;

o различать государственную символику России;

o называть государственные праздники;

o называть основные свойства воздуха, воды;

o выделять общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

o называть правила сохранения и укрепления своего здоровья;

o соблюдать основные правила поведения в окружающей среде.

 

К концу обучения во втором классе ученик получит возможность научиться:

o определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные

размеры);

o различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

o различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

o приводить примеры представителей разных групп растений и животных,

раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

o показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без

указания названий); границы России, некоторые города России (родной город,

столицу, еще 1-2 города);

o описывать отдельные изученные события из истории Отечества;

o использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни;

o решать практические задачи с помощью наблюдений, сравнений, измерений;

o ориентироваться на местности с помощью компаса;

o уметь определять температуру воздуха. воды и тела человека с помощью

термометра;

o устанавливать связь между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

o осуществлять уход за растениями и животными;

o выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного

поведения;

o оценивать воздействие человека на природу, участвовать в ее охране;

o удовлетворять познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной

информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

 

 

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета        3 класс

 

1. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

2. Умение оценивать свое отношение к учебе.

3. Формирование уважения к своему народу, к другим народам, терпимость к

обычаям и традициям других народов.

4. Осознание бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

5. Умение ориентации в нравственном содержании собственных поступков и

поступков других людей.

6. Формирование уважения к культуре разных народов.

7. Формирование целостного социально - ориентированного взгляда на мир в его

органичном единстве.

 

К концу обучения в третьем классе ученик научится:

o приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов;

o приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

o объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

o приводить примеры живых организмов;

o перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

o животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей),

грибов;

o называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных

ископаемых как твёрдых тел;

o доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам;

o оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

o объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

o применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил

поведения и т.д.);

o объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных

ископаемых;

o объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

o находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать

способы их устранения;

o что такое тела, вещества, частицы;

o компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые;

o компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микробы;

o группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, органы

растений, растениеводство;

o группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы,

звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть

сельского хозяйства;

o основные виды ядовитых грибов и растений, произрастающих в нашей стране;

o некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой

природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между

различными животными);

o взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека,

отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в

природе;

o строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной

гигиены;

o основные полезные ископаемые, добываемые в России,. в Чувашии, и их назначение;

o элементарные экономические понятия;

o названия государств, граничащих с Россией и их главные достопримечательности;

o основных представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу;

o основные дорожные знаки и их назначение;

o номера телефонов экстренных служб;

o основные инфекционные заболевания: менингит, дизентерия, грипп, гепатит,

туберкулез и др.

 

К концу обучения в третьем классе ученик получит возможность научиться:

o различать наиболее распространенные в родном крае растения, животных;

o устно описывать объекты природы;

o объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между

природой и человеком;

o подготавливать рассказ научного содержания на основе материалов учебника, а

также отдельных дополнительных источников;

o проводить самостоятельные наблюдения в природе;

o выполнять простейшие опыты;

o оперировать с моделями, указанными в программе;

o изготавливать кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки,

подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;

o выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;

o пропагандировать в простейшей форме знания об охране природы;

o выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших

повреждениях кожи;

o соблюдать правила пожарной безопасности;

o соблюдать правила дорожного движения;

o соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду;

o определить полезные ископаемые (в пределах программы) и устанавливать

некоторые их свойства;

o составлять простой рассказ о географическом положении, климатических

условиях, флоре и фауне, отраслях экономики (по плану или опорным словам);

o «читать карту»: находить и показывать объекты, предусмотренные программой;

o участвовать в мероприятиях по охране природы на территории своего города;

o использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

 

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета  4 класс

 

1. Сформированность внутренней позиции школьника на уровне положительного

отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности

и принятие образца «хорошего ученика».

2. Осознание широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающая

социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

3. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

4. Овладение способностью к самооценке на основе критерия успешности учебной

деятельности, способность к оценке своей учебной деятельности.

5. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного

маршрута.

6. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

7. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков,

так и поступков окружающих людей;

8. Оценка и принятие следующих базовых ценностей: «добро», «терпение»,

«родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание

понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

9. Сформированность установки на здоровый образ жизни.

10. Освоение основы экологической культуры: принятие ценности природного

мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,

здоровьесберегающего поведения.

11. Сформированность чувства прекрасного и эстетического чувства на основе

знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

12. Освоение основы гражданской идентичности, своей этнической

принадлежности в форме осознания « Я как член семьи, представитель народа, гражданин

России».

13. Осознание ответственности человека за общее благополучие.

 

К концу обучения в четвертом классе ученик научится:

o знать государственную символику и государственные праздники современной

России; что такое Конституция; основные права ребенка;

o распознавать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая

карта;

o отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано

природой;

o объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

o по году определять век, место события в прошлом;

o отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства,

Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать

современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу;

o объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему

родной страны;

o по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания),

какие у них черты характера;

o отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества.

 

К концу обучения в четвертом классе ученик получит возможность научиться:

o объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан

разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных

религий и атеистов;

o объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями,

земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно

человечество;

o замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести,

правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка;

o предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

o распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать

важнейшие полезные ископаемые своего края;

o проводить наблюдения природных тел и явлений;

o самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по

определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их

в виде сообщения, рассказа;

o применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание

иллюстрации;

o владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

 

Содержание учебного предмета  1 класс

Введение. Задавайте вопросы!

      Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы.
      Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто?

      Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
      Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
      Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
      Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
      Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
      Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
      Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
      Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
      Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.
      Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

      Экскурсии: Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника.
      Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.

 

Как, откуда и куда?

      Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
      Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
      Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
      Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
      Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
      Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
      Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.

 

Где и когда?

      Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
      Холодные и жаркие районы Земли.
      Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
      Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
      Одежда людей в прошлом и теперь.
      История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
      Профессии взрослых Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

 

Почему и зачем?

      Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
      Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
      Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
      Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
      Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
      Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
      Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
      Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
      Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
      Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
      Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
      Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
      Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
      Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.
      Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).

 

 

Содержание предмета       2 класс

 

Где мы живем

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна   — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и   т.   д.). Флаг, герб, гимн России.
      Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные   — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома   — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

 

Природа

      Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце   — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
      Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
       Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
      Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
      Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
      Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
      Сезонные изменения в природе: осенние явления.
      Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
      Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
      Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
      Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
      Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение

температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.

 

Жизнь города и села

      Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

      Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
       Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
      Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
      Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
      Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
      Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
      Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
      Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
      Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).

 

Здоровье и безопасность

      Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

      Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

     Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
      Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
      Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
      Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

 

Общение

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
      Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых.

Взаимоотношения мальчиков и девочек.
      Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
      Практическая работа: отработка основных правил этикета.

 

Путешествия

      Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
      Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
      Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
      Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
      Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
      Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
      Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.
      Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.

 

Содержание предмета      3 класс

 

Как устроен мир

 Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
      Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
      Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
      Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
      Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
      Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

 

Эта удивительная природа

 Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
      Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
      Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
      Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
      Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
      Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
      Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
      Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
      Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
      Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

 

Мы и наше здоровье

      Организм человека. Органы и системы органов.
      Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
      Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
      Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
      Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
      Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
      Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
      Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

 

Наша безопасность

      Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
      Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
      Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
      Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
      Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
      Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
      Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

 

Чему учит экономика

      Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
      Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
      Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
      Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
      Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
      Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
      Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
      Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке.
      Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

 

Путешествие по городам и странам

      Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
      Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
      Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
      Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
      Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
      Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

 

Содержание предмета          4 класс

 

Земля и человечество

      Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
      Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
      Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
      Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
      Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

 

Природа России

      Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
      Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
      Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
      Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

 

Родной край — часть большой страны

      Наш край на карте Родины. Карта родного края.
      Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
      Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
      Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
      Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
      Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
      Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
      Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
      Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

 

Страницы всемирной истории

      Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

 

Страницы истории России

      Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
      Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
      Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья   — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
      Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.
      Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.
      Россия в ХVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.
      Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в.
      Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
      Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
      Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.
      Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
      Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
      Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

 

Современная Россия 

      Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
      Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
      Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
      Многонациональный состав населения России.
      Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

 

Тематические планирование по окружающему миру1-4  класс

УМК «Школа России» 

 

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Рабочая  программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Вводный  урок.

1

1

1

 

 

 

Что и кто?

20

20

20

 

 

 

Как, откуда и куда?

12

12

12

 

 

 

Где и когда?

11

11

11

 

 

 

Почему и зачем?

22

22

22

 

 

 

Где мы живём?

4

4

 

 4

 

 

Природа

20

20

 

20

 

 

Жизнь города и села.

10

10

 

10

 

 

Здоровье и безопасность.

9

9

 

9

 

 

Общение.

7

7

 

7

 

 

Путешествие

18

18

 

18

 

 

Как устроен мир.

6

6

 

 

6

 

Эта удивительная природа.

18

18

 

 

18

 

Мы и наше здоровье

10

10

 

 

10

 

Наша безопасность

7

7

 

 

7

 

Чему учит экономика

12

12

 

 

12

 

Путешествия по городам и странам

15

15

 

 

15

 

Земля и человечество

9

9

 

 

 

9

Природа России

10

10

 

 

 

10

Родной край – часть большой страны

15

15

 

 

 

15

Страницы всемирной истории

5

5

 

 

 

5

Страницы истории России

20

20

 

 

 

20

Современная Россия

9

9

 

 

 

9

Итого:

270

270

66

68

68

68

Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию
С
Послание Главы Чувашии Государственному Совету Чувашской Республики
Организация питания
Киноуроки в школах России
2021 год - Год науки и технологий
2021 год - Год, посвященный трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей
Прием в 1 класс
Неделя профессий
Всероссийская неделя безопасности дорожного движения
ТОЧКА РОСТА
Всероссийская олимпиада школьников
Месячник противопожарной безопасности
Национальный проект "Образование"
Безопасность детства
Конкурсы 2020-2021 учебного года
#ЧитаютВсе
Антикоррупция
Воспитание
Новости
Реквизиты
<Октябрь 2021>
ПнВтСрЧтПтСбВс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567
Rambler's Top100 TopList